Пятница, 29.03.2024, 00:21
На Главную | Регистрация | Вход
Привет Залетный | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum Rap-Minus » Слэнг-Понятия-Терминология » Поучительные книги хип-хопа » Том № 5 (Словарь заумных и сомнительных терминов)
Том № 5
rap-minusДата: Воскресенье, 10.02.2008, 12:15 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Репутация: 45
Статус: Offline
Аббревиатура

За этим словом, которое всегда находится в начале каждого словаря, скрывается любое сокращение или упрощение письма. В нотном письме встречается на каждом шагу. К этому нужно относиться спокойно. Достаточно лишь обзавестить справочником и постепенно запомнить их. Главное не бояться: всякая сложная аббревиатура всегда сопровождается подсказкой. Потому что главная её задача не усложнить, а облегчить нашу жизнь.

Аккомпанемент

Гораздо труднее запомнить правописание слова, чем его смысл: "Сопровождение солирующей партии инструментом или ансамблем".

Аккордовый звук

Каждый звук мелодии, входящий в состав сопровождающего аккорда.

Аликвот

Резонирующая струна, которую не ударяют, не щипают и не пилят смычком.

Альт

Не имеет ничего общего с одноимённой клавишей Alternate, поскольку происходит от латинского Altus высокий. Это слово встречается очень часто в разных значениях. Чаще всего это и второй (по высоте) голос ансамбля или семейства родственных инструментов: хора, скрипичного семейства, а также саксофонов, саксгорнов, балалаек и т.д.

Альтерация

Изменение высоты звука при помощи знаков альтерации бемолей, диезов и бекаров. Также увеличение тяготений между ступенями повышениями или понижениями. Что, собственно, примерно то же самое, но вид сбоку.

Аранжировка

Переложение музыки для другого состава инструментов; также облегчённая версия произведения; также вольная трактовка пьесы в некоторых жанрах.

Баритон

Мужской певческий голос, средний между тенором и басом; также название некоторых музыкальных инструментов - старинного струнного смычкового и современного медного духового.

Бас

Нижний голос в музыке, нижний инструмент в семействе, низкий мужской голос.

Бассо остинато

"Упрямый бас" - повторяющаяся фигурация в партии баса.

Бассо профундо

Самый низкий голос в хоре, "октавист". Что интересно - даже в большом хоре достаточно одного октависта - его очень хорошо слышно.

Бекар

Нотный знак, отменяющий действие знаков альтерации. Встречается только встречный в качестве ключевого вполне достаточно его отсутствия. Во, жизнь! Наверное, именно поэтому на него взвалили работу за троих (дубль-бекара и иже с ним).

Бекар-бемоль

Знак отмены одного бемоля из дубль-бемоля. Нынче его тоже отменили. См. бекар.

Бекар-диез

Точно таким же образом отменённый знак. Изображался двойным значком - бекар + бемоль.

Бельканто

"Прекрасное пение" - стиль особо изощрённого в лёгкости и блеске пения (17-й век), нынче понимается, как особо певучее исполнение.

Бемоль

Знак альтерации, понижающий значение ноты (высоту звука) на полутон.

Бурдон

Постоянно звучащий на одной высоте голос (как на волынке); нижние добавочные струны (на гитаре, например).

Вертикаль

Условно-образное восприятие музыки в звуковысотном аспекте. Перпендикулярен понятию "горизонталь". Вполне конкретное воплощение термин получил в секвенсорном редакторе "Кеу".

Воркстэйшен

Транслитерация Workstation - рабочая студия. Клавишный инструмент, сочетающий в себе клавиатуру, синтезатор и секвенсор.

Встречные знаки

Знаки альтерации, имеющие действие в течение одного такта, одной октавы и одного голоса.

Гармония

Очень многозначное слово, чем доставляет целый ряд неудобств. Главный смысл соразмерность. А уж потом и отдельный аккорд, и их совокупность, и учебник, где рассматриваются эти подробности.

Генерал-бас

Хитрая запись партии некоторых инструментов, где музыканты сами должны сочинять свои аккорды по цифровке.

Гомофония

Тип многоголосия, где один из голосов, в отличие от полифонии, гораздо главнее остальных.

Горизонталь

Условно-образное восприятие каждой музыкальной линии во временном аспекте, противопоставляемое "горизонтали". Также временнОе развитие всего произведения.

Дерево

Деревянные духовые инструменты - традиционный симфонический термин для обозначения инструментов, у которых дырочки сбоку: флейты, гобои, кларнеты, фаготы и саксофоны.

Децима

Итальянское слово, соответствующее русскому десять. В качестве музыкального интервала представляет из себя терцию с примкнувшей к ней октавой. При этом от терции взяла только свойства, а широту размаха от октавы. Вот ведь как в жизни бывает

Диапазон

Расстояние от нижнего до верхнего звука. То же, что и в жизни, только с музыкальной точки зрения. Измеряется интервалами или октавами. Как удобнее.

Диез

Знак альтерации, повышающий значение ноты (высоту звука) на полутон.

Дискант

Самая высокая партия многоголосного произведения; также высокий женский или детский голос; дискантом называли самый высокий из семейства инструмент (нынче более привычное слово - "пикколо").

Доминанта

пятая ступень лада, а также аккорд, на ней построенный и функция, которую он несёт.

Дубль бемоль

Двойной бемоль, понижает значение ноты на один тон. Изображается в нотах двойным значком бемоля.

Дубль-бекар

Устаревший нотный знак. Был упразднён вместе с бекар-бемолем и бекар-диезом. Вместо этой троицы нынче используются простые одинарные знаки: бекар, бемоль и диез.

Дубль-диез

Двойной диез, повышает значение ноты на один тон. Изображается в виде крестика, свалившегося набок.

Дуодецима

Двенадцатая ступень и одновременно интервал, сложенный из октавы и квинты. Не взирая на свою исключительности (как-никак третья гармоника), так и не смогла поучаствовать в одноименном аккорде не такого аккорда. И не нужен, кстати.

Дуэт

Музыкальный коллектив, для которого каждый третий лишний. Также - музыка для этого состава.

Задержание

Никакого криминала! Всего лишь неаккордовый звук, оттягивающий «разрешение» в аккордовый.Как по жизни банальный тормоз. Но без него никуда

Инструментовка

Изложение музыки для исполнения ансамблем или оркестром.

Интервал

Расстояние между двумя звуками по высоте в тонах/полутонах, либо между двумя нотами по количеству ступеней между ними (включительно!)

Каданс

Аккордовое и мелодическое построение, завершающее музыкальное произведение и придающее ему цельный и законченный вид.

Камбиата

Неаккордовый звук, который нынче потерял своё значение. Если в двух словах - диссонирующий звук, появляющийся на месте консонирующего. Это так, на всякий случай.

Кварта

Музыкальный интервал, обратный квинте. С точки зрения физики - соотношение частоты 4/3. В натуральном звукоряде расстояние между 3-й и 4-й гармоникой. Темперированная кварта чуть шире натуральной. Чистая кварта равна пяти полутонам. Увеличенная и уменьшённая более или менее. На слух очень напоминает квинту, однако из кварты не удаётся построить трезвучие, "всовывая" внутрь ещё один звук.

Квартдецима

Очень широкий интервал, составленный из септимы и октавы. Такой же неблагозвучный, как и септима. Со всеми вытекающими привычками, свойствами и наклонностями. Те же запреты, те же разрешения. И добавить-то нечего

Квартет

Примерно то, что так усердно описал баснописец Крылов. Но не по качеству, а лишь по количеству. А также музыка для этого состава. Струнный квартет - традиционный состав из двух скрипок, альта и виолончели.

Квинта

Музыкальный интервал, равный пяти ступеням. Крайние ступени трезвучия. Чистая натуральная квинта соответствует отношению частот 3/2. Темперированная немного уже (на пару центов), что позволяет замыкать квинтовый круг без всякой Пифагоровой коммы.

Квинтдецима

Страшное слово. Интервал из пятнадцати ступеней. Пальщев на руках не хватит, придётся ботинок снимать. А делов-то! На самом деле всего лишь двойная октава. И считать, оказывается, ничего не нужно. Однако следует заметить, что 15 всего лишь ступеней, и то включительно. В арифметике Танеева носит подпольную кличку 14. А рядом с октавой (8) очень просится назваться «номер 16».Что было бы двойной «погрешностью». J

Квинтет

Ансамбль из пяти инструментов либо музыка для этого ансамбля. Фортепианный квинтет - это квартет струнных и всего лишь один рояль. Вот ведь незадача

Кейборд

Транслитерация Keyboard - клавиатуры, главным свойством которой является MIDI-выход. Иногда имеет набор собственных тембров. Но не обязана.

Ключевые знаки

Знаки альтерации, действующие на протяжении всего музыкального произведения или непосредственно до их изменения. Записываются на каждой нотной строчке непосредственно после ключа. Отсюда и название.

Кода

Окончание всякой музыкальной пьесы. Ей характерны устойчивость, успокоение, завершённость звучания. С другой стороны очень важный элемент музыки именно здесь, в этой логической Точке, можно понять что же хотел сказать автор. Нужно дослушивать до самого окончания самой последней ноты.

Колоратура

Виртуозные пассажи и украшения в вокальной партии.

Комма дидимова

Она же "синтоническая" - разница между терцией, построенной чистыми квинтами, и натуральной. Равна примерно 1/5 полутона. Термин, нафик никому не нужный. Ну, а вдруг встретится? Надо ж блеснуть эрудицией!

Комма Пифагорова

Разница, накапливаемая при настройке музыкального инструмента по чистым (натуральным) квартам или квинтам. Составляет интервал чуть меньше полутона.

Контральто

Низкий женский певческий голос, по диапазону соответствующий хоровому альту.

Контрапункт

1. Синоним полифонии - определённый тип многоголосия; 2. Полифоническое соединение мелодий, создающее единое целое; 3. Мелодия, сопровождающая главный мелодический голос.

Лад

Cовокупность ступеней и система взаимоотношений между ними. Другими словами все звуки песни, собранные в одной октаве, начиная от тоники (как самой главной ступени).

Медь

Медные духовые инструменты - условный симфонический термин для обозначения мундштучных духовых инструментов.

Мелодия

Чтобы не быть многословным то, что хочется спеть. Остальное не мелодия. (Эх, хорошо сказал!) smile

Меццо-сопрано

Женский певческий голос, средний между сопрано и контральто.

МИДИ

MIDI - аббревиатура, под которой скрывается Музыкальный Инструментальный Цифровой Интерфейс. Иными словами - система взаимопонимания между цифровыми ЭМИ. Для простого объяснения несведущим людям стоит говорить: "Запись номера и скорости нажатой клавиши".

Модуляция

переход из одной тональности в другую, с целью основательного закрепления в ней. В отличие от отклонения, требует дополнительных условий, дающих возможность нашему уху познакомиться и закрепить новую тонику.

Монодия

Музыка, состоящая из одноголосной мелодии. Но это лишь в широком смысле. В разные эпохи под этим словом скрывалось разное содержание.

Мугам

А также макам, маком, рага типы построения ладов в музыке многих народов, главным образом в Средней Азии, Индии, Закавказье и т.д. Одновременно и название музыки, построенной в этих ладах. Слишком сложно для объяснения в двух словах. Как раз здесь и принимает активное участие "тетрахорд".

Нона

Девятая ступень, начиная счёт от тоники. Музыкальный интервал, чуть больше октавы. Как и секунда, бывает большая, малая и т.д.Состоя из четырёх терций, является интервалом между крайними ступенями пятизвучного аккорда, дала ему при этом своё имя нонаккорд.

Октава

Слуховое восприятие двух частот, отличающихся ровно в два раза.Очень удобный интервал для разделения всего музыкального диапазона на равные части, коих общее число всего-то один десяток. Верхняя половина звукового мира простирается от первой до пятой октавы. Вниз малая, большая, контр и субконтроктава.Ещё немного вверх-вниз, и звуки исчезают не только из музыкального, но и слышимого мира.

Октет

Обобщающее название ансамбля из восьми исполнителей, популярное во всех кроссвордах. Имеет общее происхождение с "октавой" - от итальянского названия цифры "восемь"..

Опевания

Неаккордовые звуки, которые «опевают» аккордовые, то есть в обычной жизни это называется «шаг вправо, шаг влево», но без страшных последствий. Поскольку мелодия тут же возвращаются на место на свой аккордовый звук. Но уже обогащённая «завитушками».

Органный пункт

Фрагмент музыкальной ткани, где бас стоит на одной и той же ноте. Характерен для начала и окончания музыкального произведения.

Оркестровка

Создание оркестровой партитуры.

Отклонение

переход из одной тональности в другую без закрепления в ней.

Партия

Никакой политики. Это всего лишь часть музыкального произведения, предназначенная для одного или группы инструментов.

Педаль

Длинные звуки или аккорды, скрепляющий музыкальную ткань.

Полифония

Многоголосие, основанное на соединении нескольких равноправных мелодических голосов.

Полутон

Наименьшее расстояние между двумя звуками. Хотя встречаются и четвертьтоны, но они не получили широкого распространения в европейской музыке. Темперированный полутон равен 1/12 части октавы. Натуральный - примерно 17/16 или 18/17. Где-то там.

Предъём

Неаккордовый звук, который предвосхищает следуемый за ним аккордовый. Выскочка, одним словом.

Прима

Музыкальный интервал, которого, большей частью, вовсе и не существует. Поскольку его «вместимость» - 0 полутонов. Бывает, конечно, больше или даже меньше. В зависимости от музыкального контекста. Но не следует подозревать этот интервал в бессмысленности. Ведь можно петь в терцию, а можно и в приму.Увеличенная прима, например, додо#, уменьшённая до-доb.Дважды увеличенная прима объединяет до-бемоль с до-диезом. Дважды уменьшённая наоборот. Всё логично!

Проходящие

Неаккордовые звуки, которыми заполняются промежутки между аккордовыми в восходящем или нисходящем движении мелодии.

Разработка

Термин, принятый для обозначения среднего раздела сонатного аллегро. Для разработки характерна тональная неустойчивость, перемешивание и противоборство тем, главное развитие событий. И ничего такого страшного и военного в этом слове нет.

Регистр

Однотембровый ряд звуков: в органе - набор труб, в инструменте и голосе - участок диапазона.

Реприза

Музыкальный знак, обозначающий повтор одного и того же фрагмента. Также завершающая часть сонатного аллегро (перед кодой), повторяющая экспозицию в прямом или обратном порядке.

Секвенсор

Электронное устройство, воспроизводящее заранее записанные музыкальные "команды".

Секвенция

Повтор мелодического или гармонического фрагмента от другой ступени.

Секста

Музыкальный интервал, расстояние между шестью ступенями (включительно). Бывает большая, малая, увеличенная и уменьшённая. Чистой не бывает, как бы чисто её не спели.Судьба такая. J

Секунда

Минимальный интервал расстояние между двумя соседними ступенями. Бывает большая или малая (тон или полутон), но может встретиться и уменьшённая, и увеличенная. Как музыка потребует.

Септима

Самый большой интервал в пределах октавы. Такой же неблагозвучный, как и соответствующая ей секунда. А что делать? Тоже надо!

Синтюк

Синтезатор. (Уменьшённо-ласкательное). Клавишный электромузыкальный инструмент (ЭМИ), предназначенный для синтеза звуков.

Склад

Тип взаимодействия голосов: полифонический, гомофонно-гармонический и так далее.

Смешанный хор

Неправда, что смешанный хор - это когда половина умеет петь, а остальные либо без слуха, либо без голоса. На самом деле это всего лишь хор из мужских и женских голосов.

СМФ

SMF - аббревиатура, совпадающая с русскоязычной: Стандартный Миди Файл - наиболее демократичный комплект информации, читаемой всеми более-менее приличными миди-воспроизводящими устройствами.

Сопрано

Высокий женский голос; верхняя партия в хоровом произведении.

Сорри

Слова извинения. Дословно «Звыняйтэ, дядьку, бо я нэ вынуватый». <<==

Субдоминанта

Четвёртая ступень лада, аккорд, построенный на этой ступени а также функция, которую выполняет этот аккорд в этом смысле.

Темперация

Искуственное сужение квинт и, соответственно, расширение кварт, позволяющее настраивать музыкальный инструмент совершенно одинаковыми по ширине интервалами.

Тенор

Высокий мужской голос; третий голос в 4-хголосной полифонии; общее название инструментов между альтом и баритоном или басом.

Терцдецима

Тринадцатая ступень и, одновременно, интервал, составленный из сексты и октавы. Широкий, благозвучный, в порочащих связях замечен не был. Содержа в себе 6 терций, образует самый большой аккорд (семиступенный терцдециамккорд), отменяя при этом дальнейшее усложнение аккордообразования. Доколе!А и в самом деле сумма всех звуков содержит все ступени диатоники. Больше не из чего аккорды строить.

Терция

Интервал, равный трем ступеням. Полтора-два тона в среднем. Несовершенный консонанс, основной строительный материал для аккордов трезвучий, септаккордов, нонаккордов и т.д.

Тесситура

Местоположение звуков в общем диапазоне инструмента, голоса; бывает низкая, средняя и высокая.

Тетрахорд

Четырёхступенный звукоряд в пределах кварты. Основа построения многих ладов.

Тональность

Высота лада. Именуется по расположению тоники в пределах октавы. Гораздо чаще это слово заменяет менее удобопроизносимое ладотональность, при этом обозначая не только тонику, но и лад музыкального произведения.

Тоника

Центр внутриладовых тяготений, наиболее устойчивая нота мелодии, музыкального построения.

Транскрипция

Творческая аранжировка, имеющая собственную художественную ценность.

Трио

Музыкальный коллектив, соображающий музыку на троих.

Тритон

Мифическое животное; оно же - спутник Юпитера, он же - ящерица, она же - ядро трития. А если в музыке - то это интервал, состоящий из трёх тонов: уменьшённая квинта либо увеличенная кварта. Звучит ничуть не лучше, чем выглядит мифическое животное.

Тулить

Просторечное слово, не свойственное литературному языку. (Притулиться = прислониться). Очень хорошо характеризует не самые удачные моменты в музыкальной ткани: "Ну, и куда же Вы, глубокоуважаемый маэстро, этот аккорд притулил?"

Ундецима

Одиннадцатая ступень. Интервал, равный сумме кварты и октавы.Исключительная чистюля такая же чистая, как и составляющие её интервалы. Зато аккорд, названный в её честь ундецимаккорд очень редко сохраняет чистоту своих рядов то бишь, самой ундецимы. Уж слишком больно своей "чистотой" ухо режет.

Фактура

Способ изложения музыкального материала. Грубо говоря внутренний вид музыки.

Фигурация

Один из методов обработки музыкального материала, активизирующий фактурное развитие.

Филармония

Название концертной организации, которое постепенно уходит в прошлое. Примерно как дискотека, только со стульями и симфоническим оркестром. Не путать с фисгармонией!

Фиоритура

Мелодические украшения (мелизмы, быстрые пассажи), более относящиеся к вокальной музыке.

Фисгармония

Пневматический музыкальный инструмент с проскакивающими язычками (наподобие аккордеоновых). Воздух нагнетается педалями либо ручными мехами (как в Индии). Не путать с филармонией!

Флажолет

Искусственное умножение частоты звучащего тела в кратное количество раз. На струнных - лёгким прикосновением пальца к струне, на духовых - передуванием или октавными клапанами. Говоря грубым языком науки - любая гармоника выше первой. А ещё так называется блокфлейта, популярная в прежние времена.

Фонизм

Внешняя, красочная сторона аккорда, с корнем оторванная от его функциональной деятельности.

Цент

Минимальная единица разницы высоты звука. Цент равен одной сотой части полутона. Введён для удобства в вычислениях. Минимальная слышимая разница высоты звуков составляет 3-5 центов. В музыке не используется из-за своей ничтожности.

Экспозиция

Раздел музыкального произведения, где происходит «знакомство» с материалом. А также сама функция ознакомления и показа нового материала.

Электроорган

Аналоговый ЭМИ, основанный, как правило, на 12 генераторах звука и делителях частоты. Название достаточно архаическое, к органу никакого отношения не имеющее. Наиболее продвинутый - орган Хаммонда (Лоуренса), у которого звук создавался вращением зубчатых колёс около звукоснимателей.

ЭМИ

Аббревиатура, под которой скрывается "Электромузыкальный инструмент". Сюда относятся электроорганы, синтезаторы и всё прочее клавиатурооснащённое, имеющее собственные звуки.

Эмэрзэ

Побуквенное русскоязычное прочтение формата mp3.

Энгармонизм

Равенство высоты звука при разном его названии. Например, "си#" = "до". Подобные «сладкие парочки» называются энгармонически равными звуками.


[ Ты имеешь дело с Админом ]
 
Forum Rap-Minus » Слэнг-Понятия-Терминология » Поучительные книги хип-хопа » Том № 5 (Словарь заумных и сомнительных терминов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright © 2007-2009 Rap-Minus Production. Все права защищены законами РФ.
Дизайн сайта: Parker. Программирование и оптимизация: Цымбал.
Используются технологии uCoz